|
17 апреля в Милане открывается Salone Internazionale Del Mobile – главная мебельная выставка в Европе и одна из крупнейших в мире. Здесь формируется интерьерная мода, здесь определяются тенденции мебельного рынка на последующие годы.
Город превращается в бурлящий котел. На нескольких этажах выставочного пространства свою продукцию представляют более тысячи экспонентов. Поместиться в павильонах могут далеко не все желающие – в этом году почти 500 компаний получили отказ, за это организаторы извинились перед ними в пресс-релизе. Теперь уже трудно представить времена, когда никакого «Миланского салона» не существовало, а итальянские мебельщики очень переживали из-за своей малоизвестности.
| |
В 1950-х годах мир завоевал скандинавский дизайн – светлый и лаконичный, воспринятый устремленной в будущее молодежью как глоток свежего воздуха. Итальянские мебельщики были в отчаянии: им, потомственным краснодеревщикам, тягаться с северными минималистами было никак невозможно. Между тем, производство мебель в Италии все сокращалось, а объем импорта из других стран все увеличивался… Нужно было что-то предпринимать. И вот в 1958 году архитектор и дизайнер Джо Понти выступил со статьей, которую разместил в специализированном мебельном издании Il Mobile italiano. «Пока мы будем воспроизводить прошлое или копировать настоящее, Италия не выйдет из кризиса, - написал он. - Чтобы заявить о себе, наши фабрики должны обратиться к современному дизайну и привлечь к сотрудничеству архитекторов. Только вместе они смогут чего-то добиться». Это выступление стало неофициальным манифестом новой итальянской мебельной промышленности.
|
Слова Понти вдохновили Тито Армеллини, директора итальянской федерации мебельных и деревообрабатывающих производителей. На Кельнской выставке 1960 года он не только любовался изделиями европейских мебельщиков, но и обсуждал возможности развития отрасли, а домой вернулся с идеей – организовать в Италии большую интерьерную выставку, как в Германии или Франции, на которой производители могли бы знакомиться и общаться с дизайнерами и архитекторами.
Обладая высоким положением и авторитетом, Армеллини быстро нашел единомышленников, у которых, правда, энтузиазма было больше, чем опыта – очень немногие фабриканты того времени сотрудничали с архитекторами. Но, так или иначе, в сентябре 1961 года в Милане открылась первая выставка. Она привлекла 328 участников и 12 тысяч посетителей. Среди экспонентов были знаменитые предприятия – Cassina, Elam, Pierantonio и Vittorio Bonacina, Saporiti, – которые и сегодня участвуют в Salone Internazionale Del Mobile.
Уже через четыре года количество экспонентов увеличилось до 818, а посетителей – до 24 тысяч. Однако у выставки не было индивидуальности. Большинство участников не могли предложить ничего нового, а яркие, прогрессивные производители не хотели соседствовать с этой «серой массой» и вообще отказывались участвовать в выставке… Так продолжалось до тех пор, пока в 1965 году организаторы выставки не приняли решение выделить отдельный сектор под современные дизайнерские разработки.
| |
До этого ни одна другая выставка не разделяла участников по стилям и направлениям. «Дизайнерский» этаж привел в восторг зрителей и журналистов. Здесь, на ограниченном пространстве, были сконцентрированы революционные решения. «Итальянским дизайнерам оказалось недостаточно вырваться из объятий прошлого. Минуя настоящее, они прыгнули сразу в будущее, создавая абсолютно новые невероятные формы», - написал нью-йоркский Home Furnishing Daily. О новом итальянском мебельном дизайне заговорил весь мир. А немецкий журнал Mobel Kultur заметил: «Одна из причин успеха итальянского дизайна – недостаток маркетинга. Ни один производитель не рискнул бы производить такие странные вещи, не будучи уверенным, что они продадутся. Если бы итальянцы провели исследования, они бы наверняка отступили».
| |
Вдохновленные успехом, организаторы салона продолжили разделение экспонентов по специализации. В 1969 году к Salone del Mobile добавилась ярмарка Sasmil, представляющая фурнитуру для производства мебели, в 1974-м – Eurocucina, первая в мире выставка, посвященная исключительно кухням, в 1976-м – Euroluce (освещение), в 1982-м – Eimu (офисная мебель), в 1987-м – Salone del Comlemento d’Arredo (аксессуары).
В 1998 году в программе появился SalonSatellite, выставка молодых талантов со всего мира. Ее участники не платят за стенды, однако к показу допускают не каждого. Молодые дизайнеры присылают организаторам свои портфолио, и профессиональное жюри выбирает тех, кто достоин представлять современный мебельный дизайн – ведь проекты увидят гости «самого» Миланского салона!
|